Проект, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, осуществлен в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2011 гг.»
Могучая и прекрасная река Волга, бессчетное количество раз запечатленная в искусстве, дала свое имя одному из самых крупных региональных объединений мастеров искусства нашей страны. Семь лет назад по инициативе Союза художников России возникла еще одна традиция: проводить под эгидой «Большой Волги» малые региональные выставки в национальных республиках. И в мае 2004 года, словно приток в могучую реку, влилась первая выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья», открывшаяся в Саранске. В ней принимали участие художники шести республик и четырех областей Поволжья и Приуралья.
На очередную выставку «Большая Волга – искусство республик Поволжья» 2011 года художников вновь пригласила Мордовия. Изменился статус выставки: она стала всероссийской. Связано это с тем, что творческий смотр проводится в рамках всероссийского празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое, согласно Указу Президента России Д.А. Медведева, будет отмечаться в 2012 году. Экспозиция призвана в полной мере соответствовать идее толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения финно-угорских, славянских, тюркских и других народов нашей многонациональной страны, способствовать творческому взаимообогащению, отразить современное состояние искусства приволжско-уральского региона, содействовать объединяющим тенденциям в искусстве России.
Всероссийская выставка «Большая Волга – искусство республик Поволжья» организована Министерством культуры Российской Федерации и Союзом художников России, Министерством культуры Республики Мордовия, Союзом художников Мордовии и Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. Масштабная экспозиция, разместившаяся в трех зданиях Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, включает около одной тысячи произведений мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Подготовка к выставке показала, что успешно оправдывает себя деление России на федеральные округа, и Приволжский – яркий тому пример. Художники всех 14 регионов округа проявили самое горячее желание принять участие в выставке, ощущая себя частью единого целого, причем географическая и творческая составляющая возросла за счёт новых участников, как с юга России, откуда прибыли художники Астрахани, так и с севера – художники Республики Коми. Таким образом, в выставке принимают участие мастера искусства 17-ти региональных отделений Всероссийской творческой организации «Союз художников России»: республик Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Татарстан, Чувашия; Астраханской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей; Пермского края, а также Москвы и городских организаций Набережных Челнов и Тольятти.
Организация подобных крупных выставок, к тому же на периферии, требует прямого участия государства, использования его мощных экономических и организационных механизмов. Отрадно, что органы власти всячески способствуют творческим организациям в этой деятельности, поскольку именно этот путь – выбор будущего России. Либо она станет частью глобального, нивелированного и безликого мира, утрачивающего национальное своеобразие, либо сохранит самобытную и многоликую, бесценную духовную культуру многонациональной России. Важно также учесть, что проведение крупных выставок в провинции приносит больше пользы, чем в столице: они поднимают уровень культуры отдельных регионов. Саранск в последние семь лет уверенно осваивает эту сферу деятельности.
Поволжье и Приуралье – это уникальный регион, составляющий по территории более одной трети России, место единения 140 народов, их тысячелетних исторических контактов. Нигде более нет такого сложного сплава и взаимосвязей культурно-бытовых традиций славянских, тюркских, финно-угорских этносов, что не могло не отразиться и на развитии изобразительного искусства. Оно обладает истинным духовным и пластическим богатством, поскольку в его основе – многообразная палитра исторического опыта, народных традиций, духовных ценностей и верований различных наций, а также выдающаяся профессиональная школа российского искусства. Недаром афоризм историка В.О. Ключевского: «В России центр – на периферии», – деятели культуры так часто вспоминают в последнее время.
Любая выставка служит средством диалога, способствует интеллектуальному, эмоциональному и духовному совершенствованию людей, находящихся в контакте с истинным искусством, а потому способствует поискам столь необходимой сейчас обществу национальной идеи, высвечивая общие тенденции и особенности современного отечественного изобразительного искусства. Оно является сейчас одним из важнейших путей объединения народов России, и средством поиска жизненного идеала, поскольку у всякого художника складывается и концепция своего времени, и своя система ценностей. И они проявляются особенно ярко на стыке времён, когда уходят прежние и устанавливаются новые традиции. И тогда возникает желание взять лучшее из прошлого.
Какие же ответы на вопросы о современных и прошлых жизненных ценностях, о целях творчества и идеалах, дают произведения выставки? Здесь задает тон, как правило, раздел живописи.
Идеологизация искусства, обязательная гражданская проблематика ушли безвозвратно. И теперь на первый план в произведениях выходят вечные ценности: исторический и духовный опыт своей нации, нравственные религиозные чувства, и всё то, что неподвластно времени: ценность человеческой личности и каждого мгновения жизни, красота родной земли.
Традиционных исторических полотен на выставке немного. Но очевидно, что авторов интересуют драматические эпизоды истории как в картинах «Сей маркиз Пугачев» А.Т. Ахметшина (Башкортостан) и «Вечевой колокол» Н.Ф. Комарова (Чувашия). Первая повествует о явившемся грозном мстителе, а вторая – о потере новгородской вольницы по воле самодер-жца. Философско-аллегорическое осмысление современных негативных реалий содержится в картине Р.Ф. Федорова (Чувашия) «И ангел поклялся живущим, что времени больше не будет» с ее острым притчевым началом.
Но чаще всего бытие воспринимается как идиллия, если в основе сюжета – национальная история, быт и фольклор. Особенно охотно эту тему воплощают художники из национальных республик: А.С. Алешкин (Мордовия) – «Иллюстрации к эпосу «Масторава», Х.С. Фазылов (Башкортостан) – «Семь девушек», В.А. Краснов (Чувашия) – «Чувашская свадьба», Р. Загидуллин (Татарстан) – «Войско богатыря Сары», А.А. Петров (Набережные Челны) – «Памяти Булгар. Ветер перемен», И.М. Ямбердов (Марий Эл) – «Кожламаря оза (Хозяин леса)». Многие авторы обращаются к прошлому народа, к родным корням, чтобы способствовать прорастанию будущего, осмыслить ключевые моменты национальной истории. Но надо отметить, что среди произведений на эту тему есть и такие, которые, по точному определению М.А. Чегодаевой, являются «национальным салоном».
От недавнего исторического прошлого у авторов осталась дорогая всем тема, посвященная Великой Отечественной войне. К ней обратились В.Т. Шайхетдинов (Башкортостан) – «65-ый праздник Победы», Н.П. Карачарсков (Чувашия) – «Живы еще воспоминания. Григорий Михайлович», Ю.А. Новиньков (Татарстан) – «Зеркало Победы», А.М. Коньков (Астрахань) – «Память».
Вера – христианская или иная – это ныне главный душевный оплот многих художников. Искренни, наполнены чувством полотна А.И. Кияйкина «Ферапонтово. Никонов крест», К.В. Попкова «День памяти» (Мордовия), Баймухаметова «триптих «Посвящение», В.Б. Домашникова «Светлое Христово воскресение. 1945 год» (Башкортостан), С А. Алтухова «Силы небесные» (Саратов), А.Ф. Нуждова «Спаси и сохрани» (Ульяновск). Современная иконопись все чаще появляется на выставке.
В полотнах, запечатлевших течение обыденной жизни, главной смысловой концепцией является ценность частной жизни во всех ее проявлениях, обычные житейские радости, поиски ценностей духовных, желание опереться на вечное, лучшее в истории страны и своего народа. Нет больше героев «без страха и упрека», а чувства изображенных людей нам близки и понятны, и в радости, и в горе, как в картинах В.И. Петряшова «Житейские разговоры» (Мордовия) или В.Я. Акимова «Проводы мамы» (Набережные Челны). И как к самой светлой, безоблачной поре обращаются многие художники к памяти детства: С.А. Приказчиков «Из детства» (Астрахань), Н.Н. Кулебакин «Отчий дом» (Самара), С.Н. Герасимов «Вечер детства» (Башкортостан).
Также лишен всякой парадности, помпезности и портрет, подкупающий теплотой, знанием героев и разнообразием творческих поисков: «Однажды в Париже. Портрет Русаковой» А.Г. Шлеюка (Оренбург), «Портрет деда» Н.В. Ирдуганова (Оренбург), «Портрет отца» А.В. Ильина (Чувашия), «Я, Шарик и Петрович» В.П. Шадрина (Мордовия), «Привет из Челнов» В.В. Анютина (Набережные Челны), «Портрет скульптора Н.М. Филатова» О. Рощиной (Мордовия).
Психологической силой и убедительностью образов отличаются исторические портреты-новеллы: «Портрет Марины Цветаевой» З.Ф. Гимаева (Татарстан), «Прощание с Плесом. Портрет И.И. Левитана» Р.Н. Баранова (Самара), «Богомаз Андрей Рублев» А.А. Пашина (Набережные Челны.)
Давно замечено, что в эпохи кризиса возврат к исконному, к природе укрепляет искусство. Естественная любовь к жанру пейзажа издавна характерна для мастеров искусств наших регионов. Заметна широта географических рамок пейзажей: сказываются поездки авторов по всему миру. Но, прежде всего, вечно прекрасна, разнообразна по рельефу, изменчива по состояниям и колориту природа Средне-русской равнины и Урала. Не случайно здесь формировалось творчество великих национальных мастеров – И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, М.И. Нестерова.
В полотнах выставки запечатлены образы природы различного эмоционального звучания – и камерные, лиричные, и мажорные, звучные, как в пейзажах-картинах кисти П.А. Маскаева «Солнце звонкого лета не согрело прохладу лесную», В.В. Учаева «Однажды летним днем» (Саратов), Е.Г. Яранова «Святой источник» (Марий Эл), Ф.П. Матанцева «Осенний теплый день» (Удмуртия).
Очень многих художников по-прежнему привлекает образ раздольного волжского пейзажа. Он оживает на полотнах В.И. Заноги и С.А. Соснина (Нижний Новгород), Н.К. Дубовова и А.П. Котова (Саратов), Л.Ф. Колотилова (Чувашия), Б.Н. Склярука (Ульяновск), А.И. Панкеева (Тольятти). Другая излюбленная тема – сельский пейзаж. Иногда это идеализированный, безоблачно гармоничный мир, как правило – с необходимым атрибутом – зданием церкви. А нередко – и с приметами заброшенности жилья, безлюдности. Тот кризис, что переживает сейчас деревня, не остался без внимания художников: Т.Е. Николаева «Уходящий мир» (Татарстан), И.В. Сафронова «Июль. Расцветает цикорий» (Нижний Новгород), Н.Ю. Новикова «Август в деревне» (Коми-Пермяцкий округ). Хорошо развит также в регионах и жанр пейзажа городского.
Продолжение лучших традиций российской реалистической школы, оплодотворенных современными новаторскими поисками, согретых чувством автора, верность видимой натуре отличает жанр натюрморта, которому отдают дань А.Н. Баргов (Мордовия), В.Ю. Грачев (Нижний Новгород), Л.Б. Юрчатова (Пермь), Е.А. Иванова (Марий Эл), Н.И. Паймушкин (Ульяновск) и другие.
Молодые художники часто черпают из образно-стилевых концепций любых эпох, ведут свои поиски, вызванные к жизни глубинными особенностями нашей переходной эпохи. Другое дело, что ими не всегда учитывается, что профессионализм – это эквивалентность средств выражения и содержания, это отказ следовать рыночной конъюнктуре и невзыскательному вкусу заказчиков, это трудный путь через великие образцы к самому себе. Порой заметно, что не будь великих предшественников в искусстве, чьи находки так потребительски используют наши современники, не было бы и их самих как художников.
Графический раздел также отличает тематическое и жанровое разнообразие, но в точном соответствии с тем, что уже было отмечено в живописи. Графика особенно чутка к проявлению пластической культуры, здесь сразу виден высокий профессионализм. И потому заметно выделяются произведения мастеров акварели – В.Н Величко (Нижний Новгород), В.Г. Милославской (Чувашия), В.В. Смирнова (Пермь), А.А. Бакулевского (Марий Эл).
В оригинальной графике – рисунках и гравюрах – создаются выразительные сюжетно-тематические циклы: Н.С. Макушкин. Серия «Рисунки с малой Родины» и И.П. Маркин. Серия «Край, в котором я живу» ( Мордовия), А.А. Обвинцев. Серия «Люди и Судьбы» (Ульяновск), А.Р. Ильясова. Серия «Странички из мусульманской книги» (Татарстан). В городских пейзажах Самары С.Л. Щеглова нежность, лиричность мотива передается через штрих.
Мастера скульптуры демонстрируют два пути: либо работу в традициях классического понимания формы (скульпторы Н.М. Филатов, Г.М. Филатов (Мордовия), А.А. Щербаков (Саратов), В.Д. Немцев (Чувашия), А.М. Кузнецов (Тольятти) либо эксперимент, свободное обращение с формой ради выразительности образа, нарастающую декоративность, оригинальные, необычные решения (И.И. Мельников (Самара), Р.Р. Исмагилов (Пермь).
Многие скульпторы успешно обратились к жанру анималистической скульптуры. В целом пластика носит интимный характер, что созвучно уже упоминавшемуся утверждению человеческих ценностей в противовес государственным.
Декоративно-прикладное искусство также сложилось в яркую, многообразную экспозицию, включающую текстиль, стекло, керамику, ювелирные произведения, традиционную вышивку и резьбу по дереву. Особенно ярки разделы народных промыслов из Нижнего Новгорода и Башкортостана, что хорошо характеризует богатство искусства региона. Гобелен отличает сюжетность и выразительные поиски в фактуре. Характерно и обращение к видам традиционного искусства своего народа: у мордвы – вышивка, резьба по дереву, изделия из бересты, у башкир – войлок. Национальное составляет почву современного декоративного искусства, не препятствуя экспериментам с формой и материалом.
Выставка демонстрирует своеобразие каждого творческого регионального коллектива, и в целом – стремление к стилевому многообразию. Каждый художник, как представитель своего этноса, привносит свой неповторимый опыт и индивидуальность, избирая близкое ему в российской и мировой художественной традиции, способствуя развитию современного образного мышления. Вечные ценности живут в произведениях искусства вопреки пережитым потрясениям.
Н. Холопова
Художники, представлявшие Тольятти:
ЖИВОПИСЬ
Алехин Анатолий Иванович. 1939 г.р.
Девушка с кувшином. 2007. Х., м. 180х90
Анчуков Дмитрий Николаевич. 1975 г.р.
Переезд. 2009. Х., м. 80х110
Зубков Николай Александрович . 1948 г.р.
Жаркий вечер. Астрахань. 2011. Х., м. 80х90
Панов Игорь Геннадиевич. 1969 г.р.
Большой стог. 2011. Х., м. 100х120
Ротмистров Владимир Иванович. 1965 г.р.
Поклон степи. 2011. Х., м. 84х100
Тришин Михаил Александрович. 1987 г.р.
Автопортрет. 2010. Х., м. 90х128
Филипов Валерий Михайлович. 1941 г.р.
Тревожный рассвет. 2010. Х., м. 100х120
Цыбаев Владимир Александрович. 1948 г.р.
Зима. Солнечный день. 2009. Х., м. 87х78
Шевченко Владимир Васильевич. 1955 г.р.
Ради жизни. 2010. Х., м. 115х140