Меню

2bvs2011

Проект, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, осуществлен в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2011 гг.»

 

Могучая и прекрасная река Волга, бессчетное количество раз запечатленная в искусстве, дала свое имя одному из самых крупных региональных объединений мастеров искусства нашей страны. Семь лет назад по инициативе Союза художников России возникла еще одна традиция: проводить под эгидой «Большой Волги» малые региональные выставки в нацио­нальных республиках. И в мае 2004 года, словно приток в могучую реку, влилась первая вы­ставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья», открывшаяся в Саранске. В ней при­нимали участие художники шести республик и четырех областей Поволжья и Приуралья.

На очередную выставку «Большая Волга – искусство республик Поволжья» 2011 года  ху­дожников вновь пригласила Мордовия. Изменился статус выставки: она стала всероссийской. Связано это с тем, что творческий смотр проводится в рамках всероссийского празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое, со­гласно Указу Президента России Д.А. Медведева, будет отмечаться в 2012 году. Экспозиция призвана в полной мере соответствовать идее толерантности, взаимопонимания и взаимо­уважения финно-угорских, славянских, тюркских и других народов нашей многонациональ­ной страны, способствовать творческому взаимообогащению, отразить современное состо­яние искусства приволжско-уральского региона, содействовать объединяющим тенденциям в искусстве России.

Всероссийская выставка «Большая Волга – искусство республик Поволжья» организована Министерством культуры Российской Федерации и Союзом художников России, Министерством культуры Республики Мордовия, Союзом художников Мордовии и Мордовским рес­публиканским музеем изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. Масштабная экспозиция, разместившаяся в трех зданиях Мордовского республиканского музея изобразительных ис­кусств, включает около одной тысячи произведений мастеров изобразительного и декора­тивно-прикладного искусства.


Подготовка к выставке показала, что успешно оправдывает себя деление России на феде­ральные округа, и Приволжский – яркий тому пример. Художники всех 14 регионов округа проявили самое горячее желание принять участие в выставке, ощущая себя частью единого целого, причем географическая и творческая составляющая возросла за счёт новых участ­ников, как с юга России, откуда прибыли художники Астрахани, так и с севера – художники Республики Коми. Таким образом, в выставке принимают участие мастера искусства 17-ти ре­гиональных отделений Всероссийской творческой организации «Союз художников России»: республик Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Татарстан, Чувашия; Астра­ханской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей; Пермского края, а также Москвы и городских организаций Набережных Челнов и Тольятти.


Организация подобных крупных выставок, к тому же на периферии, требует прямого учас­тия государства, использования его мощных экономических и организационных механизмов. Отрадно, что органы власти всячески способствуют творческим организациям в этой деятель­ности, поскольку именно этот путь – выбор будущего России. Либо она станет частью гло­бального, нивелированного и безликого мира, утрачивающего национальное своеобразие, либо сохранит самобытную и многоликую, бесценную духовную культуру многонациональ­ной России. Важно также учесть, что проведение крупных выставок в провинции приносит больше пользы, чем в столице: они поднимают уровень культуры отдельных регионов. Са­ранск в последние семь лет уверенно осваивает эту сферу деятельности.

Поволжье и Приуралье – это уникальный регион, составляющий по территории более одной трети России, место единения 140 народов, их тысячелетних исторических контак­тов. Нигде более нет такого сложного сплава и взаимосвязей культурно-бытовых традиций славянских, тюркских, финно-угорских этносов, что не могло не отразиться и на развитии изобразительного искусства. Оно обладает истинным духовным и пластическим богатством, поскольку в его основе – многообразная палитра исторического опыта, народных традиций, духовных ценностей и верований различных наций, а также выдающаяся профессиональная школа российского искусства. Недаром афоризм историка В.О. Ключевского: «В России центр – на периферии», – деятели культуры так часто вспоминают в последнее время.

Любая выставка служит средством диалога, способствует интеллектуальному, эмоцио­нальному и духовному совершенствованию людей, находящихся в контакте с истинным ис­кусством, а потому способствует поискам столь необходимой сейчас обществу национальной идеи, высвечивая общие тенденции и особенности современного отечественного изобрази­тельного искусства. Оно является сейчас одним из важнейших путей объединения народов России, и средством поиска жизненного идеала, поскольку у всякого художника складыва­ется и концепция своего времени, и своя система ценностей. И они проявляются особенно ярко на стыке времён, когда уходят прежние и устанавливаются новые традиции. И тогда возникает желание взять лучшее из прошлого.

Какие же ответы на вопросы о современных и прошлых жизненных ценностях, о целях творчества и идеалах, дают произведения выставки? Здесь задает тон, как правило, раздел живописи.

Идеологизация искусства, обязательная гражданская проблематика ушли безвозвратно. И теперь на первый план в произведениях выходят вечные ценности: исторический и духовный опыт своей нации, нравственные религиозные чувства, и всё то, что неподвластно времени: ценность человеческой личности и каждого мгновения жизни, красота родной земли.

Традиционных исторических полотен на выставке немного. Но очевидно, что авторов ин­тересуют драматические эпизоды истории как в картинах «Сей маркиз Пугачев» А.Т. Ахмет­шина (Башкортостан) и «Вечевой колокол» Н.Ф. Комарова (Чувашия). Первая повествует о явившемся грозном мстителе, а вторая – о потере новгородской вольницы по воле самодер-жца. Философско-аллегорическое осмысление современных негативных реалий содержится в картине Р.Ф. Федорова (Чувашия) «И ангел поклялся живущим, что времени больше не бу­дет» с ее острым притчевым началом.

Но чаще всего бытие воспринимается как идиллия, если в основе сюжета – национальная история, быт и фольклор. Особенно охотно эту тему воплощают художники из национальных республик: А.С. Алешкин (Мордовия) – «Иллюстрации к эпосу «Масторава», Х.С. Фазылов (Башкортостан) – «Семь девушек», В.А. Краснов (Чувашия) – «Чувашская свадьба», Р. Заги­дуллин (Татарстан) – «Войско богатыря Сары», А.А. Петров (Набережные Челны) – «Памя­ти Булгар. Ветер перемен», И.М. Ямбердов (Марий Эл) – «Кожламаря оза (Хозяин леса)». Многие авторы обращаются к прошлому народа, к родным корням, чтобы способствовать прорастанию будущего, осмыслить ключевые моменты национальной истории. Но надо от­метить, что среди произведений на эту тему есть и такие, которые, по точному определению М.А. Чегодаевой, являются «национальным салоном».

От недавнего исторического прошлого у авторов осталась дорогая всем тема, посвящен­ная Великой Отечественной войне. К ней обратились В.Т. Шайхетдинов (Башкортостан) – «65-ый праздник Победы», Н.П. Карачарсков (Чувашия) – «Живы еще воспоминания. Гри­горий Михайлович», Ю.А. Новиньков (Татарстан) – «Зеркало Победы», А.М. Коньков (Астра­хань) – «Память».

Вера – христианская или иная – это ныне главный душевный оплот многих художников. Искренни, наполнены чувством полотна А.И. Кияйкина «Ферапонтово. Никонов крест», К.В. Попкова «День памяти» (Мордовия), Баймухаметова «триптих «Посвящение», В.Б. До­машникова «Светлое Христово воскресение. 1945 год» (Башкортостан), С А. Алтухова «Силы небесные» (Саратов), А.Ф. Нуждова «Спаси и сохрани» (Ульяновск). Современная иконопись все чаще появляется на выставке.

В полотнах, запечатлевших течение обыденной жизни, главной смысловой концепцией яв­ляется ценность частной жизни во всех ее проявлениях, обычные житейские радости, поиски ценностей духовных, желание опереться на вечное, лучшее в истории страны и своего народа. Нет больше героев «без страха и упрека», а чувства изображенных людей нам близки и понят­ны, и в радости, и в горе, как в картинах В.И. Петряшова «Житейские разговоры» (Мордовия) или В.Я. Акимова «Проводы мамы» (Набережные Челны). И как к самой светлой, безоблачной поре обращаются многие художники к памяти детства: С.А. Приказчиков «Из детства» (Астра­хань), Н.Н. Кулебакин «Отчий дом» (Самара), С.Н. Герасимов «Вечер детства» (Башкортостан).

Также лишен всякой парадности, помпезности и портрет, подкупающий теплотой, зна­нием героев и разнообразием творческих поисков: «Однажды в Париже. Портрет Русако­вой» А.Г. Шлеюка (Оренбург), «Портрет деда» Н.В. Ирдуганова (Оренбург), «Портрет отца» А.В. Ильина (Чувашия), «Я, Шарик и Петрович» В.П. Шадрина (Мордовия), «Привет из Чел­нов» В.В. Анютина (Набережные Челны), «Портрет скульптора Н.М. Филатова» О. Рощиной (Мордовия).

Психологической силой и убедительностью образов отличаются исторические портреты-новеллы: «Портрет Марины Цветаевой» З.Ф. Гимаева (Татарстан), «Прощание с Плесом. Пор­трет И.И. Левитана» Р.Н. Баранова (Самара), «Богомаз Андрей Рублев» А.А. Пашина (Набе­режные Челны.)

Давно замечено, что в эпохи кризиса возврат к исконному, к природе укрепляет искусст­во. Естественная любовь к жанру пейзажа издавна характерна для мастеров искусств наших регионов. Заметна широта географических рамок пейзажей: сказываются поездки авторов по всему миру. Но, прежде всего, вечно прекрасна, разнообразна по рельефу, изменчива по состояниям и колориту природа Средне-русской равнины и Урала. Не случайно здесь фор­мировалось творчество великих национальных мастеров – И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, М.И. Нестерова.

В полотнах выставки запечатлены образы природы различного эмоционального звучания – и камерные, лиричные, и мажорные, звучные, как в пейзажах-картинах кисти П.А. Маскаева «Солнце звонкого лета не согрело прохладу лесную», В.В. Учаева «Однажды летним днем» (Саратов), Е.Г. Яранова «Святой источник» (Марий Эл), Ф.П. Матанцева «Осенний теплый день» (Удмуртия).

Очень многих художников по-прежнему привлекает образ раздольного волжского пейза­жа. Он оживает на полотнах В.И. Заноги и С.А. Соснина (Нижний Новгород), Н.К. Дубовова и А.П. Котова (Саратов), Л.Ф. Колотилова (Чувашия), Б.Н. Склярука (Ульяновск), А.И. Панкеева (Тольятти). Другая излюбленная тема – сельский пейзаж. Иногда это идеализированный, бе­зоблачно гармоничный мир, как правило – с необходимым атрибутом – зданием церкви. А нередко – и с приметами заброшенности жилья, безлюдности. Тот кризис, что переживает сейчас деревня, не остался без внимания художников: Т.Е. Николаева «Уходящий мир» (Та­тарстан), И.В. Сафронова «Июль. Расцветает цикорий» (Нижний Новгород), Н.Ю. Новикова «Август в деревне» (Коми-Пермяцкий округ). Хорошо развит также в регионах и жанр пей­зажа городского.

Продолжение лучших традиций российской реалистической школы, оплодотворенных современными новаторскими поисками, согретых чувством автора, верность видимой нату­ре отличает жанр натюрморта, которому отдают дань А.Н. Баргов (Мордовия), В.Ю. Грачев (Нижний Новгород), Л.Б. Юрчатова (Пермь), Е.А. Иванова (Марий Эл), Н.И. Паймушкин (Уль­яновск) и другие.

Молодые художники часто черпают из образно-стилевых концепций любых эпох, ведут свои поиски, вызванные к жизни глубинными особенностями нашей переходной эпохи. Дру­гое дело, что ими не всегда учитывается, что профессионализм – это эквивалентность средств выражения и содержания, это отказ следовать рыночной конъюнктуре и невзыскательному вкусу заказчиков, это трудный путь через великие образцы к самому себе. Порой заметно, что не будь великих предшественников в искусстве, чьи находки так потребительски исполь­зуют наши современники, не было бы и их самих как художников.

Графический раздел также отличает тематическое и жанровое разнообразие, но в точном соответствии с тем, что уже было отмечено в живописи. Графика особенно чутка к проявле­нию пластической культуры, здесь сразу виден высокий профессионализм. И потому заметно выделяются произведения мастеров акварели – В.Н Величко (Нижний Новгород), В.Г. Милос­лавской (Чувашия), В.В. Смирнова (Пермь), А.А. Бакулевского (Марий Эл).

В оригинальной графике – рисунках и гравюрах – создаются выразительные сюжетно-те­матические циклы: Н.С. Макушкин. Серия «Рисунки с малой Родины» и И.П. Маркин. Серия «Край, в котором я живу» ( Мордовия), А.А. Обвинцев. Серия «Люди и Судьбы» (Ульяновск), А.Р. Ильясова. Серия «Странички из мусульманской книги» (Татарстан). В городских пейзажах Самары С.Л. Щеглова нежность, лиричность мотива передается через штрих.

Мастера скульптуры демонстрируют два пути: либо работу в традициях классического по­нимания формы (скульпторы Н.М. Филатов, Г.М. Филатов (Мордовия), А.А. Щербаков (Сара­тов), В.Д. Немцев (Чувашия), А.М. Кузнецов (Тольятти) либо эксперимент, свободное обраще­ние с формой ради выразительности образа, нарастающую декоративность, оригинальные, необычные решения (И.И. Мельников (Самара), Р.Р. Исмагилов (Пермь).

Многие скульпторы успешно обратились к жанру анималистической скульптуры. В целом пластика носит интимный характер, что созвучно уже упоминавшемуся утверждению чело­веческих ценностей в противовес государственным.

Декоративно-прикладное искусство также сложилось в яркую, многообразную экспози­цию, включающую текстиль, стекло, керамику, ювелирные произведения, традиционную вышивку и резьбу по дереву. Особенно ярки разделы народных промыслов из Нижнего Новгорода и Башкортостана, что хорошо характеризует богатство искусства региона. Гобелен отличает сюжетность и выразительные поиски в фактуре. Характерно и обращение к видам традиционного искусства своего народа: у мордвы – вышивка, резьба по дереву, изделия из бересты, у башкир – войлок. Национальное составляет почву современного декоративного искусства, не препятствуя экспериментам с формой и материалом.

Выставка демонстрирует своеобразие каждого творческого регионального коллектива, и в целом – стремление к стилевому многообразию. Каждый художник, как представитель свое­го этноса, привносит свой неповторимый опыт и индивидуальность, избирая близкое ему в российской и мировой художественной традиции, способствуя развитию современного об­разного мышления. Вечные ценности живут в произведениях искусства вопреки пережитым потрясениям.

Н. Холопова

 

Художники, представлявшие Тольятти:

 

ЖИВОПИСЬ


Алехин Анатолий Иванович. 1939 г.р.

Девушка с кувшином. 2007. Х., м. 180х90

 

Анчуков Дмитрий Николаевич. 1975 г.р.

Переезд. 2009. Х., м. 80х110

 

Зубков Николай Александрович . 1948 г.р.

Жаркий вечер. Астрахань. 2011. Х., м. 80х90

 

Панов Игорь Геннадиевич. 1969 г.р.

Большой стог. 2011. Х., м. 100х120

 

Ротмистров Владимир Иванович. 1965 г.р.

Поклон степи. 2011. Х., м. 84х100


Тришин Михаил Александрович. 1987 г.р.

Автопортрет. 2010. Х., м. 90х128

 

Филипов Валерий Михайлович. 1941 г.р.

Тревожный рассвет. 2010. Х., м. 100х120

 

Цыбаев Владимир Александрович. 1948 г.р.

Зима. Солнечный день. 2009. Х., м. 87х78

 

Шевченко Владимир Васильевич. 1955 г.р.

Ради жизни. 2010. Х., м. 115х140

Афиша

Обзоры Выставок

Слово

Просторы Владимира Ротмистрова

18-05-2019 Просмотры:1

Просторы Владимира Ротмистрова Впервые художник Владимир Ротмистров побывал в доме-музее Хецуриани в 2006 году. Глядя на собранное Георгием Хецуриани богатство, Владимир решил написать группу предметов. Но собрание предметов – это ещё...

Заметки с выставки. Обзор отчетной выста…

10-03-2015 Просмотры:13533

2014 год Тольяттинское отделение «Союза художников России» завершило очередной отчетной выставкой, которая была развернута в залах художественного музея с 27 ноября по 14 декабря. Участниками экспозиции стали 27 художников разных...

О выставке Надеиной Нины Ивановны

29-08-2014 Просмотры:14918

Тольяттинские «сероэтажки» не сразу полюбились Нине Надеиной. В ее любимом Горно-Алтайске даже неброский серый как будто живее, откровеннее, чище. Любимее! Любовь и спустя годы зовет ее на каникулы на Алтай и...

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: …

09-11-2013 Просмотры:19940

Искусство «Большой Волги» представляет собой сложную и многообразную картину. Оно сформировалось на основе европейской и российской художественной школы, но в первую очередь, на сильных традициях самобытных культур народов Поволжья. Органичность...

Межрегиональная научно-практическая конф…

06-11-2013 Просмотры:20809

В рамках открывшейся в Йошкар-Оле межрегиональной выставки Большая Волга, прошло ещё одно значительное для Союза художников событие, межрегиональная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Поволжья: современное состояние и тенденции развития», которая собрала...

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА — ЖИВОПИСЦА ВЛАДИМИ…

21-10-2013 Просмотры:18139

Современный ритм жизни спокойным трудно назвать. Времени сесть и подумать так мало, что люди уже позабыли о вдумчивом созерцании. Люди сейчас почти утеряли связь с прошлым, что прямо отражается на...

В память Алексею Ивановичу Панкееву

02-06-2013 Просмотры:20144

Удивительно как люди, живущие с нами …… жившие с нами, оказываются целой эпохой. Художник Панкеев А.И. один из старейших художников г.Тольятти, его личная биография – это биография страны, целая эпоха, история...

Памяти художника А.И.Панкеева

12-05-2013 Просмотры:19237

Умер один из старейших художников города Тольятти, член Союза художников России Алексей Иванович Панкеев. 1 мая ему исполнилось 83 года. За его плечами большая трудовая жизнь. Алексей Иванович - уроженец села...

Прогулки по Астрахани с Николаем Зубковы…

30-04-2013 Просмотры:20426

Астрахань – солнечный ветер, песок… Астрахань – волжских огней поясок... Такая ж, как все, и на всех – непохожа: Разноплеменна глазами и кожей, Разноязыка, страстями дремуча; Севером – сдержана, Азией...

Статья посвященная ежегодной отчётной вы…

06-12-2012 Просмотры:21203

Отчётная выставка Тольяттинского отделения Союза Художников России. Сила духовного мира, значение внутренних переживаний, актуальность личного восприятия — вот важнейшие акценты в современном изобразительном искусстве.

Выставка художника - живописца Владимира…

23-11-2012 Просмотры:21186

«Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем, доброжелательно.»Н.К. Рерих

1996 год. Краткий обзор художественного …

05-11-2012 Просмотры:21602

Анализируя творчество одного из известных на Западе российских художников, И.Глазунов сказал, что в его работах раскрывается с одной стороны бесконечная разочарованность в жизни, а с другой – отчаянные поиски идеала...

К выставке Владимира Ротмистрова «Загадо…

11-10-2012 Просмотры:21626

Было море - синее-синее. Любовались им небеса.Облака неслись над долинами,Словно белые паруса. Было лето - желтое-желтое.В ветерке купался ковыль.Степь, как море чистого золота,Напевала вечную быль.

На алтарь добра и красоты

23-09-2012 Просмотры:21289

В художественный мир Виктора Петрова нужно только вчувствоваться, доверчиво погрузиться, с открытым сердцем принять его неоднозначность и многомерность, отбросить бесперспективные в искусстве прямые суждения по аналогии, разбудить уснувшее воображение и...

Из материалов к каталогу творчества Викт…

23-09-2012 Просмотры:20909

Горы.... Что может быть прекраснее для взора человеческого? Горы всегда пробуждают в человеке возвышенные чувства. Мистика сияния горных хребтов зовет душу к абсолютному, идеальному Бытию. Горы поднимают сердце мыслителя, художника...